МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №14»

Вы здесь

Основные сведения

Дата создания образовательной организации 1976 год
Учредитель Муниципальное образование город Алексин,Тульская обл., г. Алексин, ул.Героев Алексинцев, 10 тел/факс: (48753) 4 - 32 - 70. Е-mail: alexadm@aleksin.tula.ru
Место нахождения образовательной организации и ее филиалов (при наличии) 301353 Тульская область, Алексинский район, с.Бунырево, ул. Приокская, д.51
Режим, график работы Понедельник – пятница: с 9-00 до 18-00 обед с 13-00 до 14-00
Контактные телефоны

(48753)77-1-23 (факс), 8(48753)7-71-67

aleksin.sosh14@tularegion.org

Адреса электронной почты


 


История МБОУ "Буныревская СОШ№14"

( составлена на основе архивных материалов АХКМ,

опись №1, дело №36., воспоминаний старожилов,

научной литературы).

 

         История школьного образования в селе Бунырево ведёт своё начало с середины XIX века. Известно, что при учреждении в 1837 году Министерства государственных имуществ в числе прочих обязанностей на него была возложена организация в среде государственных крестьян приходских училищ. Главной  целью данного типа заведений становилось «религиозно – нравственное образование юношества при непосредственном содействии приходского духовенства». В Тульской губернии Ведомством государственных имуществ в период с 1840 по 1860  г.г. было открыто 30 таких училищ. К их числу относится приходское училище села Бунырево, крестьяне которого никогда не были частновладельческими. В книге А.Г. Дружинина «Начальное школьное образование в Тульской губернии с 1800 по 1900г.г.», изданной в 1904 г.  в Тульской типографии Фортунатова говорится о том, что «в 1856 г. в с. Бунырево Алексинского уезда Тульской губернии открыто училище палатой государственных имуществ: 1 учитель, 57 учащихся (мальчиков), 175 руб. 50 коп назначено на содержание». Где в то время располагалась Буныревская школа точно неизвестно. Однако, по архивным материалам АХКМ о школах Алексинского уезда данного периода известно, что школ в уезде было 23 и размещались они в следующих помещениях:

наёмные дома – 4 школы;

волостные правления – 4 школы;

церковные караулки – 7 школ;

дома священников – 5 школ;

частные дома – 3 школы.

 Вероятнее всего наша школа находилась  в доме священника, т.к. в селе был храм во имя Смоленской Божьей Матери.

 Буныревские дети изучали в школе чтение, письмо, арифметику, начала Закона Божьего и нравоучения , а также книгу «Краткое наставление о сельском домоводстве». Все предметы вел один учитель. Приходское училище содержалось за счет прихода, т.е. за  счет самих же крестьян. Помимо подготовки к поступлению в уездное училище, должно было одновременно «доставить детям земледельческих и других состояний сведения, им приличные, сделать их в физическом и нравственном отношениях лучшими, дать им точные понятия о явлениях природы и истребить в них суеверия и предрассудки...»

      После осуществления в 1864г. земской реформы сельские школы (в том числе и наша Буныревская школа) передаются в ведение органов местного самоуправления и становятся земскими. Права земств сводились преимущественно к решению финансово-хозяйственных вопросов (сбор средств с сельских обществ на постройку и содержание школ, наём помещений под школы, снабжение школ хозяйственных оборудованием, топливом и т.п.); они не имели права вмешиваться в учебно-воспитательную деятельность школ (определять содержание программ, учебников и учебных пособий, назначать учителей и т.д.). Несмотря на правительственные ограничения, земские  школы отличались лучшей постановкой учебно-образовательной работы по сравнению с министерскими школами и особенно церковно-приходскими школами. В земской  школе  изучались: закон божий, чтение, письмо, арифметика и, по возможности, пение, но передовые учителя  в порядке объяснительного чтения давали учащимся элементарные сведения по природоведению, географии, истории. Занятия в земской школе велись по лучшим (из числа тех, которые были допущены министерством просвещения для начальной школы) учебникам ("Родное слово" К. Д. Ушинского, "Азбука" и книги для чтения Л. Н. Толстого, "Наш друг" Н. А. Корфа, и др.); более широко использовались наглядные пособия; некоторые земства организовывали школьные библиотеки.  В газете «Тульские губернские ведомости» №6 за 1871 г. Буныревская школа отмечается в числе лучших школ Алексинского уезда.     Буныревская земская школа существовала до 1908г. Число учащихся колебалось в разные годы от 60 до 90 человек, возраст учащихся - от 8 до 13 лет, число учителей – 1-2 учителя ( на одного учителя должно было приходиться до 50 учащихся).

Учебный год в  школе был очень коротким и продолжался, как правило, семь месяцев (с 1 октября по 1 мая), из которых около месяца приходилось на Святки, Страстную и Святую недели. Таким образом, реальная продолжительность учёбы была не более шести месяцев; с учётом воскресений и различных праздников, в сельских школах было около 125 учебных дней в году.

      Учёба занимала шесть дней в неделю, каждый день было 4—5 часовых уроков с пяти-десятиминутными переменами между ними и часовым обеденным перерывом.

Класс  школы разделялся на три отделения, соответствующие трём годам обучения детей. Один учитель в единственной классной комнате проводил занятия со всеми тремя отделениями одновременно.

     Дети, как правило, не имели возможности заниматься у себя дома — тесные и тёмные крестьянские избы мало подходили для учебных занятий. Поэтому в сельской школе не было домашних заданий.

           С 1909 г.  Буныревская школа значится как министерская. Объяснить данное «преобразование» можно лишь тем, что после окончания первой русской революции на земскую школу был объявлен "крестовый поход", возглавленный министром просвещения Л.А. Кассо, человеком крайне консервативных взглядов. Кассо добивался клерикализации всего учебного процесса в народной школе. Всемерно сокращались или изгонялись из школы курсы истории, литературы, естествознания. Возрастало число недельных уроков, отводившихся Закону Божьему, по сравнению с другими предметами увеличивался размер денежного вознаграждения за часовой урок Закона Божьего. Весь смысл народного образования сводился к необходимости поддерживать в учащихся религиозно-нравственные настроения и прививать им идеи единения самодержавия и православия, а также преданности Государю и Православной Церкви.

       Закон также,  предписывал по возможности обучать мальчиков и девочек раздельно, а в случае совместного обучения ограничивал предельный возраст детей.

Как правило,  финансовых и организационных возможностей для раздельного обучения полов не имелось, подавляющее большинство мальчиков и девочек обучались совместно. Так, например, в нашей школе в 1909г. обучалось 56 человек, 40 из которых были мальчики, а 16 – девочки. В начальных училищах всегда училось больше мальчиков, чем девочек. Отчасти это было вызвано запретом обучать девочек старше двенадцати лет совместно с мальчиками; но главную причину неизменно усматривали в нежелании крестьян отдавать в школу дочерей в силу бытовавшего в их среде представления о бесполезности образования для женщин.

         В межреволюционный период царское правительство усилило гонения на передовую интеллигенцию, работавшую в народной школе. В Буныревской школе по этой причине происходила частая смена учителей. Занятия в это время проводились в крестьянских избах, мало приспособленных для учебных занятий.   «Тесные, неудобные избы, недостаточно света и простор почти везде отсутствовал. При тесноте, часть учеников должна была выходить, чтобы дать возможность остальным своим товарищам заняться хотя бы чистописанием. Помещения, которые дают учителям ещё менее удовлетворительные».

      После падения в России самодержавия все школы были переданы в введение министерства народного просвещения ,  изучение Закона Божьего объявлялось добровольным. Поэтим причинам  священнослужители отказали школе в помещении.

        После Октябрьских событий 1917 г. в нашей стране учебные заведения, перешли в ведение Наркомпроса и были преобразованы в школы 1-й ступени с 5-летним сроком обучения. Таковой стала и школа села Бунырево.

       А. В. Луначарский - первый советский нарком просвещения, подчеркивал в своем обращении к гражданам России: ''Всякая истинно демократическая власть в области просвещения в стране, где царит безграмотность и невежество, должна поставить своей целью борьбу против этого мрака. Она должна добиться в кратчайший срок всеобщей грамотности…''.

 В декабре 1918 года В. И. Ленин подписал ''Декрет о ликвидации безграмотности среди населения РСФСР''. В нем указывалось: ''В целях предоставления всему населению республики возможности сознательного участия в политической жизни страны Совет Народных Комиссаров постановляет:

''Все население республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать или писать, обязаны обучиться грамоте…''. Плата за обучение отменялась.

3 ноября 1918 г. Алексинский уездный съезд Советов по вопросу народного образования принимает следующее решение: «Принять решение к открытию полного количества школ, для чего на местах находить подходящие помещения, изыскивать средства к оборудованию школ всем необходимым, отводить участки земли, снабжать школы живым и мёртвым инвентарём, приложить усилия к осуществлению горячих завтраков, снабжению детей беднейших родителей одеждою и обувью, провести на местах полное отделение школы от церкви».( г. Алексинские вести, № 56- 57 ,1918г). По видимому, именно в это время под школу в Бунырево было отведено небольшое деревянное помещение ( ныне дом Хромовых), принадлежавшее церковному приходу.

В года гражданской войны занятия в школе не прекращались. В 1920 – 1921г.г. на одного ученика приходилось 2 листа бумаги, 2 тетради, 1 перо на 5 человек, 2 карандаша на школу, 10 ручек на школу, по 15 экземпляров задачников.

В 20 – 30 годы на одного сельского учителя Алексинского уезда ( значит и Буныревской школы) приходилось 40 учеников. Учительских кадров не хватало, поэтому в Алексине были открыты трёхмесячные курсы по подготовке учителей для деревенских школ. На курсы принималась молодёжь, окончившая 9 -10 классов. Старожилы села передают воспоминания своих родителей о том, что Буныревской школе работали преподаватели из Тулы и даже Москвы.

В 1930 году было принято постановление ЦИК и СНК СССР «О всеобщем обязательном начальном обучении» . Оно вводило всеобщее обязательное начальное обучение детей в возрасте 8—10 лет, а в городах, фабрично-заводских районах и рабочих посёлках — всеобщее обязательное 7-летнее обучение.

В 1931 году— постановление ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе».

В 1932 году — постановление ЦК ВКП(б) «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе». В 1933 году — постановление ЦК ВКП(б) «Об учебниках для начальной и средней школы».

1934 год — постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О структуре начальной и средней школы в СССР» (установлены три типа общеобразовательных школ: начальная (1-4 классы), неполная средняя (1-7 классы) и средняя (1-10 классы).

1935 год — постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «Об организации учебной работы и внутреннем распорядке в начальной, неполной средней и средней школе».

Точной даты изменения статуса Буныревской школы установить не удалось, но в архивных документах за 1940 г. наша школа значится уже как неполная средняя, т.е. школой- семилеткой.

       Осенью . – зимой 1941 г.  во время кровопролитных боёв за Алексин и  оккупации района немецко –фашистскими захватчиками, школа была временно закрыта. Но едва враг отступил, занятия возобновились в чудом уцелевшей школе. Деревня при фашистском артобстреле была практически уничтожена. Уцелело всего 7 – 8 домов. Хотя школа  не была разрушена и сожжена, положение было тяжёлым: уничтожены школьная мебель, учебные пособия. Дрова приходилось заготовлять силами школьников. Не было керосина, не хватало учебников и тетрадей.

         В послевоенное время  Буныревская школа оставалась школой семилеткой, а с 1958 г. стала восьмилетней. В этот период школа уже находилась при въезде в село в здании бывших жилых помещений священнослужителей ( здание не сохранилось, т.к. было снесено при проектировании новой усадьбы в начале XXIв.). Директором  школы – восьмилетки был Антонов Андрей Дмитриевич, а после его смерти школу возглавил Панюшкин Илья Яковлевич.

         С1976 г. школа располагается в специально построенном  здании по ул. Приокской, д. 51. , рядом с которым было возведено здание интерната, что давало возможность детям из дальних сел без проблем обучаться в школе. С этого же времени Буныревская школа стала средней. У учащиеся старших классов появилась уникальную возможность получить одновременно со среднем образованием рабочую специальность – машиниста– тракториста. У школы была своя сельскохозяйственная техника, с помощью которой школьная производственная бригада обрабатывала ,выделенный колхозом им. А.И. Муралова, участок, который до сих пор в народе именуют школьным. В период с 1980 по 1986г.г. на базе школы работала вечерняя школа, директором которой был Ананьев Владимир Павлович, а учащимися  - работающая сельская молодёжь. За время существования вечерней школы аттестаты о среднем образовании получили около 100 человек. В вечерней школе трудились преподаватели средней школы.

      В советское время в школе существовали пионерская и комсомольская организации. В 1985 г. пионерской организации было присвоено имя нашего земляка – Героя Советского Союза – Г.Г. Николаева. На берегу р. Оки ежегодно 19 мая проходили пионерские сборы, которые традиционно заканчивались знаменитыми пионерскими кострами.

Очень популярными и любимыми среди учащихся были туристические слёты, проводившиеся каждый год по окончанию учебного года на р. Вашане вблизи Лысой горы ( в настоящее время эта традиция к большой радости детей возобновлена). В летнее время учащиеся школы много путешествовали по родной стране. География экскурсий и поездок была довольно обширной: Тула, Калуга, Москва, Ленинград (Петербург), Брест, Минск, Львов, Севастополь, Одесса, Киев, города «Золотого кольца», Рязань и т.д.

         В 1990 г. была сдана в эксплуатацию пристройка к школе, значительно  обновлена материально – техническая база . В школе заработал один из первых в районе компьютерный класс.

      Отличительной чертой буныревских школьников во все времена является увлечённость спортом, будь –то лёгкая атлетика, футбол, волейбол, баскетбол или теннис.

С 1994 г. школа перешла на дифференцированное обучение.

            Директорами школы в разное время были:

- Панюшкин Илья Яковлевич. (1976 – 1993г.г.).  Проработал в народном образовании 53 года.. Прекрасный хозяйственник. При нём возведена пристройка к школе и обновлена её материально – техническая база;

- Вуколов Евгений Иванович (1993-2000, 2004 - 2006г.г) . Уделял большое внимание повышению качества образовательного процесса, что успешно отразилось в результатах сдачи выпускниками ЕГЭ и победах в олимпиадах и конкурсах по различным учебным дисциплинам;

- Берестова Людмила Петровна (2001- 2003г.г.).  Отличалась высокой принципиальностью, деловитостью, энергичностью.

- Ананьев Владимир Павлович (2007 -2012г.г).  Был демократичен в общении с учащимися, их родителями, педагогами.

        Сегодня школа работает в рамках гуманистической воспитательной системы «Школа –  наш общий дом», целью которой является создание условий для личностного роста ребёнка, сохранение и раскрытие индивидуальности для нравственной и творческой реализации своих возможностей, а ведущей идеей – «сотворчество участников педагогического процесса». Но это уже не история школы, а её настоящее.

Живи, родная школа, и процветай!!!